К основному контенту

Архитектура Испании 15-18 веков. Стиль чурригереск. Часть II

Под названием чурригереско обычно подразумевается вся барочная архитектура Испании. Состоявшая из пяти братьев, уроженцев Барселоны, семья Чурригера первоначально поселилась в Мадриде, а затем обосновалась в Саламанке, украсив этот кастильский город архитектурными и скульптурно-декоративными работами.
Как правило, постройки чурригереско просты, даже традиционны в своей объемной композиции. В них отсутствуют столь типичная для барочной архитектурной системы повышенная пластика массы здания и динамичность внутреннего пространства. Всю силу своей фантазии испанские мастера отдают пышной, крайне перегруженной виртуозной декорации фасадов, заполняя их поверхность вычурной орнаментикой (изогнутые, волнообразные и разорванные карнизы, витые колонны, гирлянды, раковины, консоли, занавески, вазы, виноградные лозы, медальоны, гербы, ленты, волюты, круглые, овальные, трехлепестковые отверстия и: т.п., некоторые «мотивы почерпнуты из древнемексиканских и древнеперуанских памятников.). Испанское барокко имело глубокие корни в национальной архитектуре, много унаследовав от платереско (platero — ювелир), стиля раннего испанского Возрождения, с его принципом наложения на плоскость стены измельченных декоративных форм, сходных с ювелирным изделием. Как и в платереске ведущим мотивом барочной композиции был входной портал, своего рода роскошный алтарь, украшающий подчас строгую и малорасчлененную поверхность фасада.

В испанском барокко зодчий уступает место декоратору, орнаментация, предельно пышная и тяжеловесно-перегруженная, теряет связь с объёмом здания, скульптура вытесняет архитектуру. Не случайно все братья семьи Чурригера в равной мере строили здания, создавали огромные резные позолоченные алтари, а также предметы убранства культовых и светских интерьеров.
Старший из братьев Хосе Бенито Чурригера (1665-1725) считается самым известным мастером, определившим главные особенности стиля и давшим ему название. Однако произведений Хосе сохранилось немного, а сам характер его творчества оказался более приверженным традиции по сравнению со смелыми новшествами его младших братьев. Сооруженный им в Мадриде, где он работал с 1689, дворец маркиза и банкира Хосе Гойенече был в 1773 значительно перестроен (с 1752 дворец заняла Королевская академия художеств).
Настоящий шедевр мастера - алтарь костёла доминиканского монастыря Сан Эстебан в Саламанке (1693). Это величественное здание XVI в. славилось в городе резным порталом в стиле платереско. Алтарь Чурригеры с огромными витыми позолоченными колоннами обвитыми виноградными лозами, соперничает с ним редкой красотой. Безупречное чувство пропорций связывает это прекрасное сооружение с внушительным пространством храма.
Два младших брата - Хоакин Чурригера (1674-1724) и Альберто Чурригера (умер в 1750) известны большим количеством и разнообразием работ. Их заказы в Саламанке были в первую очередь связаны с Новым собором, который принадлежал к числу поздних соборов Испании.
В 1714 г. Хоакин Чурригера был назначен главным архитектором собора, он — создатель его купола (разрушенный лиссабонским землетрясением, в 1755 перестроен в верхней части), ансамбля хора с рядами резных, украшенных скульптурой скамей; в городе им были сооружены здания коллегий" де Анаия, Калатрава.
Творческой активностью отличалась деятельность Альберто Чурригеры, ярко одаренного декоратора и блестящего мастера рисунка. Его работы в Новом соборе Саламанки сосредоточены во внутреннем убранстве храма, капелл и алтарей, среди которых знаменитый позолоченный алтарь «Христос Сражений». Однако главной работой Альберто Чурригеры, с которой он вошел в историю мирового искусства, стала площадь в Саламанке (создана в 1729-1733 гг., завершена после его смерти в 1755). Мастер творчески следовал традиции прямоугольных испанских площадей, замкнутых зданиями единой этажности и однотипной архитектуры. Площадь Саламанки - самая большая и красивая в Испании. Ее обширное свободное пространство окружено массивами двухэтажных домов с нижней арочной галереей в 90 аркад, общей линией окон, балконов с ажурными железными решетками высокой баллюстрадой крыш. На северной стороне высится роскошный барочный дворец городской ратуши который построил Антонио Гарсия де Киньонес сотрудничавший с Альберто Чурригера Площадь оставляет праздничное настроение, благодаря большому количеству света, воздуха и ярких красок. Особую роль здесь играет теплый цвет зданий, сооруженных из местного золотистого камня (как и вся Саламанка).
Стиль чурригереско приобрел чрезвычайную национальную популярность. К вариантам испанского барокко, подчас в крайних формах, с энтузиазмом обращались мастера испанского севера и особенно испанского юга.
Произведения испанской барочной архитектуры не имеют аналогий в европейской архитектуре Их самобытность определена силой и своеобразием национальных художественных традиций которые сказались наиболее плодотворно в испанской скульптуре 17 в. Вторая половина 18 в. в Испании, как и в других странах, ознаменовалась переходом к классицизму (французскому).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.

Ландшафт и его виды

Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название.
Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания таких агрокультур как  Зерно и крупы - г. Барнаул, является ярким примером. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.