К основному контенту

Градостроительные концепции конца 19 - начала 20 в.

Начиная с 1870-х гг. происходил непрерывный рост больших городов, сопровождавшийся ростом больших проблем. Как результат в 1883 г «Общество изящных искусств» предложило большую премию в 1.200 фунтов-стерлингов за лучшее проектное предложение по реконструкции центра Лондона.
Первые проекты реконструкции городов были попыткой решить их проблемы, с учётом того положения, которое уже сложилось к концу 19 в. Но в этих проектах не учитывались социально-экономические причины проблем городов, которые связывали, как правило, только с величиной города и численностью населения. Градо­строители уходили от реальной жизни в надуманные идеалы, не понимая ни характера, ни масштаба современно­го развития.
В 1889 г. планировщик Вены Камилло Зитте (1843-1903), предложил при строительстве городов вернуть­ся к методам средневекового периода - точнее к органическому росту средневекового города. К этой мысли он пришёл на основе изучения европейских средневековых и барочных городов, способов решения их внешнего пространства, при которых улицы органично вливались в площади. Он определил, что художественные пробле­мы города, не менее важны, чем технические. Соответственно он предлагал определенные меры по избавлению городов от монотонности и эстетической безликости, типичных для конца 19 в. В частности он предлагал осво­бодить центр города, разбивать сады во дворах жилых кварталов, а не в деловых общественных зонах, строить высокие стены, чтобы изолировать общественные парки от шума улиц. Но это всё были лишь поверхностные реформы, показывающие в свою очередь, насколько планировщики городов потеряли связь со своим временем.
Отто Вагнер (1841-1918) в своем проекте «Большого города» понял, что при планировке города следует учитывать потребности различных слоев населения и создавать здоровые условия для «среднего жителя». Он предлагал обобществление всех земель, необходимых для обеспечения дальнейшего роста городов, что дало бы возможность регулировать цены на землю и контролировать развитие города (в Амстердаме эта система была осуществлена). Через 30 лет, в 1933 г., на конгрессе в Афинах были выдвинуты требования, чтобы «каждый го­род создавал генеральный план развития и распоряжения, обеспечивающие его реализацию», о чем в своё время говорил Вагнер.
Т.к. причины всех проблем городов воспринимались только как результат их величины и численности на­селения, то соответственно для решения этих проблем в конце 19 - начале 20 в. предлагали создавать в качестве основного типа поселения небольшие города с численностью жителей 30-50 тыс. чел. Такая величина города обосновывалась целым рядом аргументов. Считалось, что такой размер города позволит всем слоям населения найти себе подходящее общество, но в тоже время не обезличит человека, как это происходит в крупном городе. Также считалось, что размеры территории такого города сделают одинаково доступными его жителям как район общественного центра, так и пригородную зону.
Первые градостроительные концепции о создании небольших городов фактически были попыткой ввести в регулируемые градостроительные рамки процесс создания пригородных поселков, населённых состоятельными горожанами. Новые малые города предполагались как города-спутники существующих крупных городов.
Один из первых проектов такого небольшого «пригородного» города на 30 тыс. жителей был создан в 1882 г. испанским архитектором Сориа-и-Мата. Предполагалось построить вдоль магистрали «Город-линию», со­единяющую два небольших существующих города. В скромных масштабах эту идею он осуществил в предместье Мадрида.
 Концепция 'линейного города'. Отрезок кольцевого дачного предместья, спроектированного Сориа и Мата вокруг Мадрида 1882 г.
Известный английский социолог Эбенизер Говард в конце 19 в. выдвинул идею идеального «Города-сада». В её основе лежало стремление разрешить существующие в городе социальные противоречия.
Суть идеи в том, что городская община должна взять на себя контроль над землёй, стать её владельцем и все доходы от роста цен должны поступать в распоряжение общины. Он предлагал переселить население из про­мышленных районов в сельскую местность и планомерно заселить территорию всей страны. «Город-сад» должен был сочетать преимущества города и деревни, и быть свободным от их недостатков. По мнению Говорда, можно было сделать, ограничив численность населения 32 тыс. чел. Сам «город-сад» представлял собой ряд концентри­ческих кругов, в которых центральный должен был состоять из общественных зданий вокруг площади, а самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственный пояс. Была предусмотрена и стоящая в стороне зона для промышленных зданий. Идея такой планировки в значительной мере была предложена ещё во времена Возрож­дения.
Как и «Линейный город» Сориа-и-Мата, «город-сад» Говорда, хоть и должен был иметь свою промышлен­ность, но рассматривался в качестве спутника крупного города, в зоне обслуживания которого он размещался. Группа «городов-садов» должна была состоять из центрального города (на 58 тыс. чел.) и окружающих его не­скольких «типовых» городов-садов (по 32 тыс. жителей каждый).
Проект Большого Хельсинки, разработанный Элиелом Саариненом в 1918 г. В левом верхнем углу - идеальная схема расселения по Эрику Глойдену
Градостроительная теория, ориентированная на разработку типа малого города (несмотря на ряд попыток претворить эти идеи в жизнь) не могла оказать и не оказала существенного влияния на процесс формирования и развития крупных городов. Они не только продолжали расти, но их рост значительно обгонял увеличение город­ского населения в целом. Поэтому в начале 20 в. многие архитекторы начали искать решение проблем большого города уже с учётом продолжающегося интенсивного процесса урбанизации.
С оригинальной градостроительной концепцией выступил в проекте реконструкции Хельсинки финский архитектор Элиел Сааринен. Он предложил застроить окраины этого города полуавтономными жилыми рай­онами, окруженными зелеными массивами, но хорошо связанные с центром. Сааринен фактически предлагал объединить в единый организм урбанизированный центральный район крупного города и его предместья, трак­тованные как «города-сады».

Сант-Элия. Проект «города будущего». 1914
Еще дальше по пути признания закономерности всё ускоряющихся процессов урбанизации, изменения темпов жизни крупного города и влияния технического прогресса на его планировочную структуру и застройку пошел итальянский архитектор Сант'Элия. В своем проекте «Города будущего» он предложил вертикальное зонирование городского движения (в углублениях-выемках - железная дорога, выше - автомобильный транспорт, а над ним - пешеходное движение). Также он предложил относительно плотную застройку многоэтажными зда­ниями с террасами в различных уровнях, которые должны были вернуть человеку пространство города, занятое под застройку и транспорт. Эти идеи способствовали становлению градостроительной науки, но не отразились на практике.
Созданный в 1901 г. французским архитектором Тони Гарнье «Промышленный город» был следующим этапом развития градостроительной концепции малого города (опубликован только в 1917 г.). Его проект - это шаг вперёд, т.к. он проектировал город в целом, не путаясь в массе деталей, не концентрируясь на какой-то одной специфической проблеме (уличного движения, проблеме жилого дома и т.п.). Он добивался органической связи между всеми функциями города.
Эскизный проект «Промышленного города». 1901—1904. В этом проекте город был впервые поделен на функциональные зоны 1-промышленная зона 2 -жилая застройка 3 -лечебный центр и зона отдыха 4 -старый город; 5 -общественный центр
«Промышленный город» задуман как вполне самостоятельный город с населением 35 тыс., в котором по­следовательно проведено зонирование территории и чётко разделены различные функции города - труд, жильё, отдых, транспорт. Также уделено большое внимание проблемам жилья, транспорта, гигиены, обучения и т.д. Промышленные сооружения отделены от жилой застройки зеленым поясом. Средняя часть города была предна­значена для центра со школами и спортивными сооружениями. Город разделён на узкие участки вытянутые с востока на запад, что помогало ориентировать жилые комнаты и решительно порывало с центрической структу­рой городов эпохи Возрождения. На крышах зданий планировалось разместить сады.
Для своих сооружений Тони Гарнье планировал использовать железобетон, т.к. этот материал наиболее точно мог осуществить его замыслы, придать соответствующие объёмы промышленным и общественным здани­ям. Планировочная структура «Промышленного города» содержала зародыш современных методов градострои­тельства и оказала большое влияние на последующие поколения архитекторов.



Комментарии

  1. спасибо за информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный16 июня 2012 г., 10:25

    Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Супер!!!Очень помогли

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.

Ландшафт и его виды

Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название.
Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания таких агрокультур как  Зерно и крупы - г. Барнаул, является ярким примером. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.