Архитектура Египта в эпоху Древнего царства. Величественные пирамиды


Комплекс пирамид в Гизе
В эпоху Древнего царства усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, сочетавшего высшие полномочия власти с саном верховного жреца. Весь Египет со всеми его жителями считался собственностью фараона. Представление о божественности фараона содействовало укреплению его власти, и возрастанию значения заупокойного культа. Об этом свидетельствует небывалый расцвет каменного строительства, наивысшим достижением которого явились гигантские пирамиды (причисленные ещё в древности к 7 чудесам света). Этому предшествовало увеличение гробницы-мастабы, ставшей конструктивной основой монументальных сооружений из камня. 

Пирамида Джосера
Одним из ранних является заупокойный храмовый комплекс фараона третьей династии - Джосера. Её создателем был архитектор Имхотеп.  По сравнению с предыдущими памятниками, ансамбль Джосера включает в себя большое количество сооружений, среди которых центральное место занимает ступенчатая пирамида. Пирамида имеет прямоугольное основание и выложена из каменных блоков в виде 6 постепенно уменьшающихся ступеней. Каменные блоки устанавливались с наклоном к центральной оси, что способствовало большей прочности сооружения ввиду отсутствия раствора. Вход располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте высечены подземные комнаты и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона. Помимо усыпальницы на территории комплекса находилась и южная гробница - кенотаф, с примыкавшей к ней молельней. Использованная система декора отличалась предельной простотой - светотеневой контраст выступов и ниш, имитирование в камне приёмов деревянных конструкций и тростниковой плетёнки, во фризах и капителях - стилизованные изображения бутонов лотоса, раскрытых цветов папируса и пальм, а также иероглифов. Но сама пирамида лишена всякого декора. Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны 3 династии.  
Пирамида в Медуме
Фараон 4 династии Снофру возвёл 3 большие пирамиды в Медуме и Дашуре. Их обычно рассматривают как переходный этап от ступенчатых к классическим. Пирамида в Медуме первоначально имела 7 ступенчатую конструкцию, но по мере её возведения ступени покрывались облицовкой из плит известняка, благодаря чему стороны приобрели форму двух плоских граней. Нижний массив представлял собой усечённую пирамиду, на которой размещена ещё одна, меньшая. Верхняя часть пирамиды разрушена, поэтому трудно сказать о её окончательном внешнем облике. 
Пирамида Снофру в Дашуре
Пирамида Снофру в Дашуре имеет форму приближающуюся к классической, но рёбра её граней имеют разный угол наклона, благодаря чему она не получила правильной формы. При пирамиде найдены 2 заупокойных храма, состоящих из нескольких помещений, в которых находились статуи с изображением фараона и обрядов погребального культа. В заупокойном храме Снофру архитектор впервые применил свободно стоящие столбы, что позволило выявить их конструктивную роль опор. Весь архитектурный комплекс Дашура свидетельствует о дальнейшем развитии строительной техники сооружения монументальных конструкций из камня.  
Преемники Снофру избрали местом строительства своих пирамид в Гизе. Тут были возведены 3 великие пирамиды - фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Эти пирамиды аналогичны между собой, имеют правильную геометрическую форму и в отличие от пирамиды Джосера в их основании лежит квадрат. Все пирамиды точно ориентированы по сторонам света. Пропорции, объединяющие весь ансамбль, основаны на «золотом сечении». 
пирамида Хеопса
Первой была построена самая высокая пирамида Хеопса (27 в. до н.э., архитектор Хемиун, 147 м.). Эта пирамида определила пропорциональную соразмерность всего ансамбля вместе с прилегающими храмами и сфинксом фараона Хефрена. Пирамида сооружена из 2 300 ООО блоков известняка, каждый весом ок. 2,5 т. Вход находился в северной стороне, откуда по коридорам можно было спуститься в подземную камеру или подняться в погребальную камеру фараона. Грани пирамиды были облицованы, но сохранилась только часть у её вершины.  
Пирамида Хефрена
Пирамида Хефрена была последней гигантской усыпальницей фараонов. Его преемники уже не возводили столь грандиозных сооружений. Пирамида Микерина осталась незаконченной и достраивалась уже его сыном, Шепсескафом, не из камня, а из кирпича. Для своей собственной гробницы Шепсескаф вновь обращается к форме мастабы, но внушительных размеров.  
Строгая форма пирамид не способствовала их декоративности, которая находила своё выражение обычно в пышной отделке интерьеров храмов. Постепенно в заупокойных ансамблях 4-5 династий доминирующая роль переходит к храмам. Их общая планировка отличалась простотой и ясностью форм, а в оформлении внутреннего пространства в качестве опор применялись свободно стоящие столбы. Во внутреннем убранстве храма фараона Сахура в Абидосе использован лея ряд новых элементов - здесь впервые были применены колонны с растительными капителями в форме бутонов лотоса и папируса пальмовидные колонны с гладким стволом, а также папирусо- и лотосообразные колонны, имитировавшие связку стеблей. Декоративность усиливалась цветными рельефами, покрывавшими стены.  
Пирамида Микерина
С развитием строительной техники и применением свободностоящих опор возрастают конструктивные возможности решения ансамбля и создаются новые формы сооружений - солнечные храмы фараонов 5 династии. Самым известным из них является храм Ниусирра в Абусире. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску - главному объекту солярного культа. Его игла, покрытая позолоченной медью, отражала солнечные лучи. Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесённой стеной. Обелиск невелик, но массивен по пропорциям. Его внешний вид символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству, хотя на этом этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.  
храм Ниусирра в Абусире
Ещё в эпоху Древнего царства сложились 3 основных принципа древнеегипетского искусства - синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников архитектуры, живописи, прикладного ремесла. В храмах Нового царства синтез искусств проявился в многократной форме - сочетание архитектурно-декоративно-пластических форм с росписями, музыкой, пением, танцами, составляющими неотъемлемую часть ритуала. Тексты гимнов, высеченные на стенах, с их ритмичным повтором строф, были созвучны развёртывающимся композициям в рельефе, где фигуры повторялись с определённым интервалом, при этом рельефные композиции составляют единое целое с архитектурным пространством.  
В конце 3 тыс. до н.э. Египет распадается на отдельные части, но около 2050 г. до н.э. фараоны 9 династии смогли объединить страну и делают столицей г. Фивы.
В настоящее время вышеперечисленные пирамиды стали  важной достопримечательностью города. Сюда организуются многочисленные экскурсии. Площадь, отведенная на пирамиды, настолько велика, что экскурсоводы между собой общаются посредством рации Kenwood.

Комментарии

Популярные сообщения