Клаузура интерьера отеля в живописных зарисовках художницы Кей Эндо

Для некоторых отель — это просто временное место, где можно остановиться на ночь. Для других отель может стать захватывающим видом на тщательно продуманный мир дизайна и архитектуры. Любительница отелей и художница Кей Эндо документирует различные стили помещений отеля, в которых она останавливается в Японии. И, таким образом, создала постоянную серию акварельных иллюстраций: от рисования вручную чертежей ее гостиничного номера (включая размеры) до рисования вида из окна номера — в этих дотошных записях не упущена ни одна деталь. Эндо тратит по несколько часов в день, чтобы запечатлеть общую картину этих мест — например, архитектуру, размер и расположение объектов, например. подчеркивая мелкие, продуманные детали, связанные с пребыванием в отеле, такие как наборы туалетных принадлежностей и кофейные кружки. В результате ее иллюстрации представляют собой захватывающие порталы в эти самые разные места.  Систематически записывая все эти гостиничные номера, Эндо подчеркивает, что общего у

Скансен - музей с искусственно созданной архитектурной средой


скансен в Стокгольме
Обычно ценные древние памятники и сооружения из дерева находятся в удалённых труднодоступных районах, что в значительной мере и содействовало их сохранению. Но в наше время многие из них гибнут из-за пожаров, затоплений, естественного обветшания. Не всегда квалифицированная охранная и реставрационная помощь деревянным памятникам может быть оказана вследствие их труднодоступности. С другой стороны, многие ценные и уникальные памятники из дерева находятся далеко от туристических маршрутов, что не позволяет многочисленным желающим познакомиться с их архитектурными достоинствами. 
Эти обстоятельства вынудили учёных искать наиболее оптимальный способ сохранения и показа древних объектов деревянной архитектуры. 

С 1960-х гг. в европейской реставрационной практике утвердилось мнение о целесообразности создания специальных музеев под открытым небом, сосредотачивающих перевезённые в более доступные места памятники в основном деревянного зодчества. В Европе такие музеи архитектуры под открытым небом называются «скансенами». Одним из ярких примеров является скансен в Стокгольме

















 

Создаваемые музеи деревянной архитектуры превращаются в продуманные системы с заранее спроектированным генеральным планом, с представительством почти всех типов строений, характерных для определённого территориального и этнического района. По размещённым в таких музеях объектах можно получить представление о характере и типичности древних сооружений, о своеобразии художественного декора, об особенностях построения каждого отдельного типа зданий и его месте в системе населённого пункта. В общем контексте сохранения памятников выполняются научные исследования и реставрационные работы.  
Основным принципом формирования генеральных планов музеев деревянного зодчества, как правило, является дифференциация объектов по географическим, эстетическим и этническим признакам, и обычно основываются на схеме планировки сельских населённых пунктов данного региона. Выбор места расположения жилых домов, хозяйственных построек и других объектов принято проектировать в соответствии с особенностями того рельефа и ландшафта, где первоначально находился объект. 
Обеспечив сохранность типов построек из дерева, музеи вместе с тем становятся и хранителями произведений народного декоративно-прикладного искусства, выраженного в оформлении построек, интерьера, различной утвари. 
Отрицательным моментом в перемещении подлинных объектов в музеи является лишение перевозимого объекта естественной природной и первоначальной архитектурной среды, в которой он был создан и находился долгое время. Вторым отрицательным моментом является сам факт изъятия древнего памятника из населённого пункта, где он являлся, зачастую, единственным достойным внимания архитектурным объектом. Это естественно обедняет представление о традиционной культуре на местах. Однако, в конечном счёте сумма положительных аргументов свидетельствует о правильности создания музеев народной архитектуры в деле сохранения уникальных и представительных объектов деревянной архитектуры. 
В Беларуси имеется один музей народной архитектуры и быта под открытым небом – возле д.Строчицы под Минском. Этот музей – одна из форм сохранения и показа памятников, в окружении близком к натуральному: памятников традиционной народной архитектуры, предметов быта, ремёсел, промыслов, орудий труда и т.п. Музей демонстрирует народную традиционную культуру Беларуси с учётом её региональных и локальных отличий. Важной особенностью музея является также ландшафт – територия музея в 151 га охватывает место слияния реки Птичь и её притока Менки, а также памятника археологии Городище на р.Менка. 
Музей был создан в 1976 г., но только в 1988 г. был принят к реализации проект музейной экспозиции. Помимо разработки проекта велась большая научно-эспедиционная работа по регионам Беларуси с целью изучения, поиска, фиксации и перевозки экспонатов народной деревянной архитектуры, народных предметов быта, ремёсел и т.д. Музей продолжает пополняться новыми экспонатами и в настоящее время. В полном разработанном варианте музей должен будет включать более 250 памятников и 50 тыс. экспонатов, а также необходимую инфраструктуру (дороги, производственно-хозяйственную и др. зоны).



















Структурное построение музея включает 3 основные зоны: экспозиционную, производственно-хозяйственную и заповедную.
 
Экспозиционная зона предусматривает создание 6 секторов, соответствующих 6 историко-этнографическим регионам Беларуси, а также сектора “Местечко” и сектора уникальных памятников. 
Производственно-хозяйственная зона должна включать административно-научный комплекс, фондохранилище, реставрационные мастерские, выставочные помещения, службу охраны и т.д. 
Заповедная зона – это территория исторических мест: памятника археологии “Городище”, курганных могильников 9-11 вв., деревни Строичица, первое упоминание о которой относится к 16 в. 
На терриориии Беларуси исследователями определено 6 историко-этнографических регионов, отличающихся природно-географическими и историко-этнографическими особенностями своего развития (Поднепровье, Вост. и Зап. Полесье, Центр. Беларусь, Поозерье и Понёманье). Каждый историко-этнографический регион должен быть представлен в музее фрагментом характерного и типичного данному региону поселения кон. 19 – нач. 20 вв.: село, деревня, хутор. Обязательным условием является отражение в секторе природно-географических условий региона. 
В пределах арх-этнографического сектора экспанируются культовые, общественные, административные, хозяйственные постройки и жилые усадьбы с характерными типами дворов, малыми архитектурными формами. Экспонирование памятников архитектуры предусматриавает воссоздание интерьеров, демонстрацию этнографических экспонатов: предметов быта, ремёсел, орудий труда. В отдельных памятниках организованы выставки фондовых коллекций музея, тематические выставки. 
В будущем секторе “Местечко” помимо экспонирования костёла, церкви, синагоги и мечети планируется приспособление пам. Для показа определённых ремёсел – дома ремесленников, а также магазин по продаже сувениров (крама) и пристань для организации рыболовства. 
Сегодня в музее действуют экспозиционный сектор “Центральная Беларусь”, и частично созданная экспозиция секторов “Поозерье” и “Поднепровье”. Из уникальных памятников в музее представлены мельницы, часовня. Музеи деревянной архитектуры в большом количестве представлены у соседей Беларуси – в городах Киеве, Суздале, Костроме, Новгороде (музей «Витославицы»), в д.Малые Кореллы (Архангельской обл.), также в д.Кижи. Большие фрагменты деревянной городской застройки 19 – начала 20 века сохранились и взяты под охрану в Томске и в Риге, где являются бесспорно одной из неповторимых особенностей этих городов.


Рекомендуем

Комментарии