К основному контенту

Исторический обзор развития реставрации


Архитектурные сооружения во все времена были предметом забот – их поддерживали, ремонтировали, иногда восстанавливали. Это диктовалось их утилитарными функциями – пока эта функция была нужна обществу – нужны были и здания. Но такое отношение к архитектурным зданиям не было результатом их восприятия как памятников, т.е. как носителей определённой исторической ценности. Такая ситуация была результатом того, что античности в целом не было свойственно ощущения историчности, т.е. поступательного развития общества. 

Но в это же время, в связи с определёнными историческими условиями предпринимались некоторые попытки к сохранению памятников старины. Так известен эдикт (особо важный указ императоров и королей в различных государствах) познеримского императора Майориана (457-461 гг.), желавшего в своей борьбе с варварскими племенами опереться на былое могущество Рима. Эдикт запрещал повреждение монументальных построек Рима, как воплотивших его славу и красоту. 
Но чаще всего обветшавшие здания ломали, на их месте возводили новые, а части от старого здания использовали как строительный материал. Также зачастую осуществляя обновление старых построек мастера заменяли обветшавшие части на новые, выполненные в соответствии с эстетическими представлениями своего времени. Отношение к архитектурным произведениям как к памятникам, признание за ними какой-то особой значимости начало формироваться только в познесредневековый период, в связи с развитием идей гуманизма. Формирование идей гуманизма шло путём приобщения к достижениям античной культуры. С 15 века в сферу интерессов гуманистов входят античные скульптура и архитектура. Поэтому античные здания и уцелевшие их части становятся объектом пристального изучения. Их зарисовывают, измеряют, воспроизводят в новых сооружениях, но всё же не воспринимают как объекты требующие сохранения. Характерен пример амфитеатра Коллизея. Его до 18 века использовали как городские каменоломни Рима. В то же время, архитектура средневековья воспринималась как лишённая порядка и смысла, варварская архитектура (готическая – от племя готов). 
Колизей
 В это время не сформировалось ни только понятия реставрации, но и понятия памятника. Показательна в этом плане история Пантеона (125 г. н.э.), преобразованного в христианский храм ещё в 609 году. Понимая его значимость он не был разрушен, но со временем потребовалось ремонтировать и его. В сер. 16 в. обновлялись его бронзовые двери, в 17 в. – повреждённые капители портика были заменены на такие же новые, но с эмблемами заказчиков. Снятые с портика бронзовые балки были перелиты для балдахина собора св.Петра и на пушки. Романскую колокольню заменили на две небольшие башенки над портиком. Такое отношение к памятнику вызвало нарекания уже у современников. Но даже в 1747 году, заменяя обветшавшую мраморную облицовку внутри Пантеона, ей придали совершенно новый рисунок. 
 Значительные изменения в отношении к памятникам произошли в 18 в., в связи с развитием естественных наук. Архитектурные памятники стали воспринимать как объекты имеющие не только эстетический, но и познавательный интерес, обладавшие своего рода самодовлеющей исторической ценностью. Сложившаяся в этот период концепция памятника уже во многом близка к современной. Это в первую очередь связано с проведением планомерных археологических исследований. В 1738 году начались раскопки города Геркуланума, в 1748 г. – Помпей, погибших во время извержения вулкана Визувия в 79 г. н.э. Раскопки, предпринятые для поисков отдельных произведений искусства, в качестве своего рода кладоискательства, растянулись на многие 10-летия и приобрели научный характер. Тогда ж начались раскопки и римского форума. В результате этих работ не только расширились познания об античности, но и было привлечено внимание к дальнейшей судьбе этих памятников. Историк Иоган Иоахим Винкельман издал в 1763 книгу “История искусства древности” (первый в европейской литературе труд по искусству), которая оказала огромное влияние на изучение античного искусства. В ней он сформировал отношение к этим памятникам античности, как к высшим достижениям, как к эталону красоты. Эта точка зрения, а также торжество идей классицизма во всех европейских странах, стало предпосылкой изменения отношения к памятникам античности. Сформировалось и новое представление о месте архитектурных произведений античности в жизни современного общества. 
К концу 18 в. возникает чёткое представление о необходимости сохранения памятников архитектуры, причём по началу преимущественно античных. Объектом реставрации становятся не только используемые здания, но и античные руины. 
К началу 19 века относится реставрация Коллизея архитектором Рафаэлем Стерном. Внешнее кольцо Коллизея, частично утраченное, было укреплено кирпичными контрфорсами (один в виде сплошной прикладки, а второй в виде кирпичных трёхярусных аркад). 
Наиболее заметное место среди первых архитекторов-реставраторов занимает Джузеппе Валадье, который в 1821 г. реставрировал арку Тита в Риме. 
Арка была включена в средневековую постройку и частично разобрана. Валадье разобрал поздние кладки, выявил все остатки античного периода, по которым достоверно реконструировал первоначальный вид памятника. Эту реконструкцию он воплотил в натуре, отдельно обозначив все новые включения двумя способами: использованием вместо мрамора более тёмного камня травертина и придав новым частям характер некоторого упрощения. В начале 19 в. все реставраторы очень трепетно относились к сохранению и выявлению подлинных частей памятника. Они же воплотили и сформированное намного позже требование об отличии реставрированных дополнений от подлинника. Очень важно также, что при реставрации Коллизея, не восстанавливали его утраченные детали, а сохранили его как руины. Реставрация в это время не была выделена как отдельная профессия, но уже была осознана как особый вид архитектурной практики, подчинённый собственным требованиям.

P.S.

При возведении любого задания основным строительным материалом является кирпич, и чтобы обеспечить комфортное прибывание необходимо рассчитать теплопроводность керамического кирпича

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.

Ландшафт и его виды

Ландшафт - это конкретный природно-территориальный комплекс, являющийся неповторимым и имеющим свое точное расположение на карте и географическое название.
Различают несколько видов ландшафта, которые отличаются друг от друга не только оформлением, но и видом деятельность происходящей на них. Одни используют в качестве выращивания таких агрокультур как  Зерно и крупы - г. Барнаул, является ярким примером. Другие для строительства населенных пунктов и т.д.