Ранняя и поздняя европейская готика


Ранняя европейская готика
собор в Шартре
Среди ранних построек в лучшей сохранности дошёл западный фасад собора в Шартре. Он был закончен в 1170 г. В нём отчётливо виден переходный характер архитектуры. Ранняя южная башня (1134-1150) имеет основание полностью романское по духу, центральная часть фасада сохранила тяжёлую романскую стену, в которую врезаны 3 портала, северная башня (1145-1165) ближе к основным идеям готики. В Шартре сохранился почти неизменным ансамбль витражей 12-13 вв.
Итог первому этапу готики подвёл собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари, начат в 1163 г.). В процессе строительства, которое завершилось к середине 14 в., он воспринял черты зрелой готики.
Шедевром зрелой готики стал собор в Реймсе - городе коронации французских королей. Строительство собора началось в 1211 г. и завершилось до 1481 г. История собора - это-история нескольких поколений архитекторов. Собор представляет собой трёх нефную базилику, пересечённую трансептом, который почти переходит в 5-нефный хор с обходом и венцом капелл. Собор, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла, органично соединив в себе многообразие талантов архитекторов и скульпторов его создавших.
Почти одновременно с собором в Реймсе началось строительство собора в Амьене (нач. ок 1220 г.). Западный фасад был завершён в основном в 13 в., его верхняя часть достраивалась в 14 и обновлялась в 15 в. Собор в Амьене - самый обширный среди готических храмов Франции, ширина его нефов достигает 33 м, трансепт вытянут на 59 м, своды среднего нефа подняты на высоту 42,3 м.
собор в Амьене
собор в Реймсе

Поздняя европейская готика.
В 13 в. готика получила всеевропейский резонанс, достигла Скандинавских стран, Польши, даже в Новгороде в 15 в. строили здания в готическом духе. Но для большинства европейских стран 14 в. стал завершающим этапом развития средневековой культуры. К концу 13 в. время конструктивных поисков миновало, теперь разрабатывали и варьировали в основном уже найденные решения, главный акцент был перенесён на усовершенствование декоративного убранства. Стиль зрелой готики во Франции получил название "лучистой", по ассоциации с широко распространённым в этот период рисунком окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Объёмно-пластические композиции отступают на задний план, стены превращаются в бесплотный ажурный орнамент.
капелла Сент Шапель
Вершиной развития "лучистой" готики стала Сент Шапель - Святая капелла в Париже (1240-1248). Её строитель Пьер де Монтрёль был связан с архитектурной школой Амьена. Сент. Шапель строилась как королевская церковь. Здесь находился вывезенный из Константинополя терновый венец Христа, указывавший на избранность королевской власти. Двухэтажная капелла служила для него драгоценным реликварием. В Сент Шапель почти не было стен: пространство между опорами свода на 2/3 всей высоты капеллы заполняют двухчастные окна, соединённые попарно шести лепестковыми розами.

Комментарии

Популярные сообщения