Клаузура интерьера отеля в живописных зарисовках художницы Кей Эндо

Для некоторых отель — это просто временное место, где можно остановиться на ночь. Для других отель может стать захватывающим видом на тщательно продуманный мир дизайна и архитектуры. Любительница отелей и художница Кей Эндо документирует различные стили помещений отеля, в которых она останавливается в Японии. И, таким образом, создала постоянную серию акварельных иллюстраций: от рисования вручную чертежей ее гостиничного номера (включая размеры) до рисования вида из окна номера — в этих дотошных записях не упущена ни одна деталь. Эндо тратит по несколько часов в день, чтобы запечатлеть общую картину этих мест — например, архитектуру, размер и расположение объектов, например. подчеркивая мелкие, продуманные детали, связанные с пребыванием в отеле, такие как наборы туалетных принадлежностей и кофейные кружки. В результате ее иллюстрации представляют собой захватывающие порталы в эти самые разные места.  Систематически записывая все эти гостиничные номера, Эндо подчеркивает, что общего у

Архитектура России первой половины - середины 17 в.

Теремной дворец
Во второй четверти 17 в., после участия широких народных масс в освобождении страны, церковно-государственное начало в культуре уступает место светским веяниям, в значительной мере отражая вкусы посадских людей и крестьянства.
Крупнейшей постройкой первой половины 17 в. является Теремной дворец, построенный в 1635-1636 гг. в Московском кремле архитекторами Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Дворец был построен на подклетах здания 16 в. и представляет собой 3-этажное здание с плоской крышей, на которую был поставлен "теремок". Его уменьшающийся объём создавал ступенчато-ярусный силуэт, который позднее повторялся в различных других зданиях. Фасад украшен богатыми резными белокаменными наличниками с растительным орнаментом, который расписывался красками. Каменной резьбой также покрыты карнизы, пол, арки, подоконники, кронштейны. Орнамент многих деталей свидетельствует о воздействии деревянной резьбы (глухая белокаменная резьба, гранёные столбы крыльца). В деталях резьбы использованы мотивы рисунков тканей, привезённых из-за рубежа. В плане Теремного дворца также сказывается воздействие деревянных хором, состоявших из прямоугольных в плане клетей. Теремной дворец, как одно из важнейших зданий первой половины 17 в. сыграл большую роль в истории российской архитектуры. Его форма и богатейшее внутреннее и внешнее убранство свидетельствовали о роли царской власти в стране и о художественных вкусах того времени.В 1630-1640 гг. складываются основные стилистические особенности архитектуры 17 в. Решение объёмной композиции храмов утрачивает строгость и простоту, которые были присущи храмам предыдущего периода, и приближается к уравновешенной, но ассиметричной композиции хором. В планировке храмы с этого времени состоят, как правило, из основного помещения, представляющим в плане более-менее правильный квадрат с трёхчастной апсидой (в последующем основное помещение вытягивается в плане). С запада к основному помещению примыкает сравнительно низкая одноэтажная трапезная, к которой примыкает высокая шатровая колокольня, заменяющая крыльцо-вход. С юга и севера располагаются приделы различного объёма и формы. Всевозможные крыльца охватывают здание со всех сторон. Впечатление разнообъёмности усиливается различными покрытиями. В архитектуре 17 в. очень сильно проявляется разрыв между декоративным убранством и конструктивным решением. Внутреннее пространство храмов состояло из ряда отдельных, небольших, обычно низких помещений, ограниченных и слабо связанных между собой. Большое внимание уделяли архитекторы венчающим частям постройки, которые играют существенную роль в её облике. Ярусы кокошников со сложным и богатым обрамлением, слуховые окна на колокольнях, тесно поставленное пятиглавие или исключительно нарядные декоративные шатры и т.п. - всё это усиливает живописность внешнего вида храма. Это сближает архитектуру храмов со светской архитектурой того времени.
На каменную архитектуру большое влияние оказывает деревянная народная архитектура. Это сказалась как в использовании разновеликих объёмов, так и в декоративном убранстве, которое отразило традиции народной домовой резьбы.
В архитектуре 17 в. вместо белого камня преобладает кирпич, который становиться своего рода модулем, определяющим пропорциональный строй всё более изысканного декоративного убранства. Техника кладки и применение лекального (фигурного) кирпича достигают большого совершенства, и характеризуется применением всевозможных балясинок, поребриков и т.п. Сложные и разнообразные формы приобретают арки - эллипсовидные, вытянутые, ползучие (с одной ниже размещённой опорой), с висячими гирьками. Активно начинает применятся стекло, что позволило увеличить и изменить архитектуру наличника окна.
Архитектурные традиции 16 в. сказываются в строительстве шатровых храмов. Однако шатры здесь зачастую перестают быть конструктивными элементами, дополняются шатрами малой высоты и превращаются в вид архитектурной декорации (Успенская «дивная» церковь Алексеевского монастыря в Угличе, 1628)
Казанский собор
Выдающимся сооружением первой половины 17 в. является Казанский собор на Красной площади в Москве (по заказу кн. Д.М. Пожарского в 1624-1636, восстановлена в 1993). При сравнительно небольших размерах храм имеет монументальный общий вид, богатые и тщательно выполненные декоративные детали, затейливое завершение в виде многоярусной пирамиды кокошников.
Наиболее значительным памятником московской архитектуры первой половины 17 в. является церковь Троицы в Никитниках (Грузинской Божией Матери на Варварке, 1628-1651). Композиция этого храма восприняла многие элементы светской архитектуры и может служить примером исключительного по богатству узорочья, которое покрывает в 17 в. стены не только церквей, но и жилых зданий. Столбы, перехваченные профилированными поясками, арки с висячими гирьками, ярусы кокошников, прорезанный слуховыми окнами шатёр - всё это указывает на стремление архитектора достигнуть максимальной декоративности.
церковь Троицы в Никиткинах
Многочисленные и разнообразные детали декоративного оформления экстерьера украшают и царские дворцы, и монастыри, и церкви, и рядовые жилые дома - церковь Всех Святых на Кулишках (1637), церковь Ильи Пророка в Ярославле (1647-1650), церковь Рождества Богородицы в Путинках (1648-1652). В этом активно проявляется обмирщение церковного зодчества, в декоре храмов уже не отражается религиозная символика, а храм приблизился к жилому дому.

Рекомендуем

Комментарии