Интерьер древнеегипетских сооружений

Огромный по протяженности период существования цивилизации Древнего Египта, начавшийся за 3000 лет до н. э. и имевший несколько этапов развития (Древнее, Среднее и Новое царство). Основой общественно-идеологического мировоззрения являлась религия, обожествлявшая силы природы (солнце, земля, вода и т. п.) и власть фараона.
Ведущим типом архитектурного сооружения стали культовые здания — гробницы и храмы.
Пространственная структура. Переход от элементарных однозначных внутренних пространств дольмена и кромлеха к более сложным построениям про¬ходил через фазу освоения естественного пространства. Сознательная его организация совместно с внутренним пространством объекта давала определенный эмоциональный эффект и была использована позже в формировании пространств здания. 
Первыми стали осваиваться пространства, которые непосредственно окружали сооружения. Такова пирамида Джоссера (2800 г. до н. э.), буквально выросшая из первоначальной мастабы путем достроек до получения ступенчатой громады.

Следующий этап отмечает решение более сложных отношений, открытых пространств и масс объемов, выразившихся в дифференциации. Примером может служить знаменитый комплекс пирамид в Гизе. Значение освоенного пространства закреплялось геометрическим отношением частей ансамбля. При пирамиде возникает новый компонент — внутреннее пространство поминальных храмов. 
В Древнем царстве развитие интерьерного пространства (поминальные храмы) шло изолированно от внешнего, и следующий шаг в архитектуре был направлен на их соединение и совместное обогащение путем расширения диапазона воздействия на зрителя. Заупокойные храмы в Дейр-эль-Бахри свидетельствуют о более утонченной трактовке средствами архитектуры идеи могущества фараона: грубая примитивность и однозначность массы пирамиды уступает место последовательному пространственному повествованию, богатству впечатлений от восприятия их разнообразных сочетаний. Художественный акцент в сооружении переносится на внутреннее пространство, т. е. интерьер. 
Период Нового царства знаменателен полным переходом к архитектуре внутренних пространств. Здание храма представляло последовательное сочетание ряда определенных в своей функции и форме пространств. Архитектура внутреннего пространства была неизмеримо важнее внешнего вида здания, представленного простой стеной. Исключение делалось только для входной стороны — пилона. 
Развитие пластической композиции интерьера храма выражало определенную идею «сжимания» пространства, его концентрации к смысловому ядру-святилищу, где происходило таинство рождения светового луча.

Декор ограждения. Первые навыки в работе по композиции ограждения проявились на стенах мастаб и гробниц.
Со строительством храмов творческое внимание зодчих сосредоточивается на освоении ограждающих поверхностей в интерьере. Наибольшее предпочтение в разработке отдается стенам и колоннам, затем потолку. Потолок в храмах имел рельефную пластику в виде кессонов, образованных каменными балками и гладкой поверхностью каменной плиты покрытия. Поверхности балок могли иметь рельефные или живописные украшения. В скальных гробницах часто вырубали сводчатый потолок, украшая его орнаментальной или сюжетной живописью.
Взаимоотношение стены и колонны в композиции строилось на контрасте форм — плоская, протяженная стена и объемная, вертикальная колонна; рельефно обработанная поверхность и гладкая (в портиках, перестилях); поверхность естественной фактуры камня стены и полихромно окрашенная на колоннах.
Цвет в интерьере использовался преимущественно как искусственная полихромная окраска (живопись). Активный цвет и на рельефах четко выделял предметы изображения, позволяя хорошо различать их в условиях неравномерной естественной и искусственной освещенности. Цветовая тональность развивалась исторически от ярких локальных цветов к введению полутонов. Объемно-скульптурные изображения сфинксов, овнов, фараонов-богов, обелиски составляли неразрывную связь с пространством, выступая в виде своеобразного ограждения: аллея сфинксов создавала ритмичное ограждение подобно колоннам, статуи располагались в ритме колонн рядом или между ними, обелиски завершали центральную ось или фланкировали ее у входного пилона. В отличие от жанровой, египетская монументальная скульптура несла черты обобщенности, масштабности строя сооружения, статичности формы, вечности материала.

Комментарии

Популярные сообщения