К основному контенту

Современная архитектура на постсоветском пространстве. Архитектура стран СНГ. Часть 3

Торговый центр «Европейский» около Курского вокзала
Продолжение...
В Москве со 2-й половины 1990-х гг. активно начинает развиваться современная застройка, в первую очередь престижных районов. Восстанавливается храм Христа Спасителя, и реконструируются прилежащие территории. Современные ансамбли появляются на Кутузовском проспекте и Рублёвском шоссе, проспекте Вернадского. Ведётся масштабная реконструкция Манежной площади. Здесь, как и в крупнейших городах Запада, создаётся подземный город, многоэтажная система торгово-культурного общественного центра. В начале XXI в. такие подземные общественные центры возникают в Киеве, Минске и других городах. Реконструируются железнодорожные вокзалы Москвы. Рядом строятся масштабные торговые центры, рассчитанные на приезжих потребителей. Торговый центр «Европейский» около Курского вокзала — просторное зальное сооружение из современных металлических конструкций, которые и определяют архитектуру (система пространственных ферм).


Уникальные офисные здания возводят крупные корпорации («Газпром», «Лукойл» и Др.). Наступление нового тысячелетия отмечено лёгкой стеклянной вертикалью «Башни-2000». К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне создаётся грандиозный мемориальный ансамбль на Поклонной горе. В возведении мемориалов возрождается традиция установления памятных часовен, статуй Георгия Победоносца. В восстановленных рекреационных пространствах появляется немало бронзовых скульптурных композиций (Зураб Церетели и его ученики), иногда спорных и не всегда сомасштабных.

мемориальный ансамбль на Поклонной горе
Рыночная стоимость городской земли сделала актуальным вопрос возведения точечных высотных домов. К тому же и престиж столицы, и силуэт требовали новых доминант. На протяжении последнего десятилетия XX в. в пределах Садового кольца и особенно в жилых районах возведены десятки современных по архитектуре и цвету, но довольно стереотипных жилых небоскрёбов, прозванных позже «карандашами» (из-за очевидного сходства). Наиболее удачной группой таких зданий, вероятно, является комплекс вблизи Воробьёвых гор. Три высотки удачно сочетаются с застройкой 1970—1980-х гг., словно продолжая, развивая сложившуюся архитектуру, придавая силуэту города некоторую завершённость (в условиях далёких открытых перспектив).
Новым уникальным градостроительным ансамблем Москвы стал комплекс высотных зданий «Москва-Сити» на Красной Пресне. 

«Москва-Сити»
Офисные небоскрёбы размещены на набережной Москвы-реки, просторное окружение создаёт благоприятные условия для восприятия комплекса. Архитекторы, подыскивая средства выразительности, не пошли обычным путём, желая возвести небоскрёбы как можно выше. Были учтены и другие силуэтные доминанты, пропорции московских высоток прежнего времени. Выразительность ансамбля достигается за счёт зданий, разных по высоте конфигурации, пластике поверхностей (стен). Можно предполагать, что были учтены найденные еще в первые десятилетия XX в. советскими архитекторами-авангардистами модели ступенчатого строения небоскрёба. Высокие тонкие опоры базовой части некоторых из них усиливают ощущение лёгкости, а плавные формы подчёркивают единство и динамику сооружения. В вечернее время залитый светом комплекс, отражающийся в зеркале реки, виден издалека и образует красивую, привлекательную доминанту города. Он удачно организует, соединяет пространство центральной части Москвы и отдалённых её районов, откуда выглядит новым выразительным ориентиром,
Участие иностранных строительных фирм, применение новых технологий и материалов способствовали развитию высотного строительства в российской столице. Оригинальными по форме и выразительности являются многогранники на проспекте Вернадского, слегка приподнятые на высоком стилобате.
Технологично и конструктивно выглядит комплекс Ледового дворца. Конструкции и цвет здесь контрастные. Вообще для архитектуры «хай-тек», характерен такой недостаток, как сложность элементов и крикливость цвета, разрушающие объём и форму, препятствующие созданию целостного впечатления.
Уникальным сооружением современной Москвы является мост Багратиона – сложная коммуникационная система, соединяющая берега Москвы-реки практически без промежуточных опор. Образ грандиозной «трубы» удачно соотносится с высотным зданием на берегу в форме двух полуцилиндров.
При всей противоречивости современной архитектуры Москвы, иногда слишком контрастной по отношению к ткани города, складывавшегося веками, всё же можно констатировать, что новое в целом «вписалось» в вековую палитру и фактуру. Москва вообще выделяется органичностью зодчества среди европейских столиц. Строгие экстравагантные формы, не претендуя на экзотику и неожиданность, создают спокойное и величественное настроение, традиционное для древнего города.
Период конца XX — начала XXI в. в истории человечества отмечен зарождением новой эпохи - эпохи информации. Развитие наук и передовых технологий, взаимодействие культур сделали этот мир многогранным, изменчивым. Прорыв в области информационных технологий обозначил новые пути изучения Вселенной, создания глобальной сети коммуникаций. Последнее ускорило процесс развития строительных технологий, материалов, конструкций.


Информация взята из книги "Архитектура Беларуси в европейском и мировом контексте" автор Локотко А.И., Минск 2012

P.S
Самым надежным и долговечным материалом для отделки пола является мрамор. Особенно эффектно смотрится Миксы Bertini из мрамора их отличительной чертой является не только разнообразный дизайн, который впишется в любой интерьер, но и большая степень износостойкости и влагостойкости.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архитектура Московского княжества 14-15 вв.

В 14 в. происходит постепенное возвышение Московского княжества: выгодное географическое положение, способствовавшее торговле, удалённость от основных путей, по которым ходили татары, дальновидная политика московских князей - всё это содействовало росту сил и авторитета Москвы. В это же время в Москву переносится кафедра митрополита «Всея Руси», а Куликовская битва в 1380 г. положила начало освобождению Московского государство от подчинения монголо-татарам.

Архитектура России Петровского времени (1/4 18 в.)

Ярким примером ранней попытки использования ордера в российской архитектуре является Меншикова башня в Москве (1704-1707). Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах) - православный храм в честь Архангела Гавриила. Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова архитектором Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля. В результате над городом поднялась башня, на полторы сажени (3,2 метра) превышавшая колокольню Ивана Великого. Это было легкое, кружевное, воздушное сооружение, которое, несмотря на свою высоту, не имело колоколов.

Клаузура в архитектурном проектировании

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить у него творческую интенсивную работу фантазии и вызвать продуктивное использование навыков, при первом знакомстве с темой «схватить» ее основную суть, выявить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композиционный замысел. В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное постижение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуитивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обобщенного зрительного образа. Продуктивность клаузурного поиска обеспечивается способностью интуиции перешагивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности выбора, неполноты наличного знания, неосознанных мотивов. Разработка клаузур не…